История стилистических норм

Подробное описание

В древней Греции вместе с риторикой и поэтикой появлялись первые учение о стилях. Отмечались стили высокие, средние и низкие. Они тесно переплетались с жанрами литературы того времени (трагедии, лирика, научные трактаты, комедии, сатиры). Затем, после становления риторики, как авторитетной и популярной науки, учение о стилях, в большей степени, определялось типами речи, различными языковыми ситуациями. Выделялись стили канцелярских документов, од, придворного этикета, и все эти жанры обладали своими особенностями на всех языковых уровнях: в лексике, синтаксисе, морфологии. Помимо всего прочего, в устных формах стиль выражался еще и в телодвижениях, мимике и костюмах.

Те, кто занимался изучением мастерства выдающихся писателей, не раз подчеркивали их индивидуальный стиль, по которому можно узнать автора произведения, например, Пушкина, Достоевского, Солженицына и т.д. У перечисленных выше писателей есть множество написанных произведений, и они объединяются по стилю каждой личности.

В XX развиваются информационные технологии, упрощающие общение, и вместе с тем, усложняющие общество, разделяя его на профессиональные уровни. В результате этого, появилась необходимость четкого разграничения норм в стилистике. Но сделать это достаточно, сложно, т.к. языковые средства имеют тонкие особенности, которые могут быть характерны не только одному, а нескольким стилям.

В середине XX века лингвист В.В. Виноградов выделил стилистику языка, в изучение которой входят функциональные стили, стилистику речи, содержащую стилистические особенности социальных, профессиональных и территориальных условий, и стилистику художественной литературы, отличающуюся особой образностью и выразительностью (в нее входили и литературные школы и направления: классицизм, реализм, сентиментализм и др.).

Следует отметить, что в системе стилей действуют с одной стороны строгие нормы, которые считаются ошибкой, а с другой нормы, допускающие двоякое толкование: их нарушение не является серьезной ошибкой.

В художественном стиле нормы могут сознательно нарушаться для придания уникального авторского стиля. Известный писатель создает произведения, формируя свой стиль, новые оттенки значений, новые нормы. Однако подобные нововведения неуместны в других стилях. Так, в официально-деловом следует строго придерживаться норм. В этом стиле не должно быть просторечий, метафор, других слов, украшающих речь. Содержание текста должно быть точным и в своем роде шаблонным.

Стилистика – молодая дисциплина. Ее нормы в некоторых ситуациях нестабильны. Однако большой исторический опыт в изучении стилей устанавливает границы между ними и их жанрами, обладающими своими особенностями. Так, официально-деловой стиль закрытый, поэтому редко в нем встретишь средства из других стилей. Публицистические и художественные открыты; в них могут употребляться средства из других стилей.