Орфограмма

Орфограмма – такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу. Напр., в слове портфель орфограммами являются буквы о, р, т, ф, л (могут быть написаны соответственно а, рр, д, тт, дд, фф, лл). Любая из этих замен будет орфографической ошибкой, при которой произношение слова останется прежним. Буквы п, е, ь в это слове не являются орфограммами: замена на любой из них обязательно вызовет изменение произношения.

На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка. Но возможность появления ошибки на месте разных орфограмм не одинакова. В словах мама, птица, идет выделенные буквы являются орфограммами. Однако в подобных случаях ошибок практически не бывает. Поэтому различаются теоретические и практические, реальные орфограммы. В слове портфель практическими орфограммами являются буквы о и т. Практические орфограммы бывают не в каждом слове. Так, в словах дом, жар, соль, глухарь, сухой не таких орфограмм.

Орфографические ошибки возникают при замене орфограммы запрещенными правилами орфографии способом передачи того же произношения. Орфографические ошибки следует отличать от описок, языковых ошибок. Описки ( напр., портфефь) является результатом невнимательности и легко обнаруживаются самим пишущим. Языковые ошибки связаны с неправильным произношением слова. Так, написание портфиль свидетельствует о просторечном ударении в этом слове либо о диалектном произношении (и) вместо (э) под ударением между мягкими согласными. В этом случае учитель должен исправлять в первую очередь языковую ошибку, а не орфографическую.

Орфографические ошибки следует отличать и от графических ошибок, которые могут быть двух типов. Часть ошибок связана с начертанием букв. Одни буквы ориентированы вправо: Б, В, Г, Е, К и др., другие - влево: З, У, Ч, Э, Я. На начальном этапе усвоения письма дети могут путать ориентированность букв: писать, напр., R вместо Я.

Графические ошибки другого типа связаны с разными возможностями графики обозначать мягкость согласных и передавать на письме фонему (j). Для обозначения мягкости согласных используются буквы ь, я, ю, е, и. При нетвердом усвоении функций этих букв ь может употребляться для обозначения мягкости согласных там, где должны употребляться другие буквы: «мьач», кльон», «льуди» вместо мяч, клен, люди. Буква й обозначает j в исконно русских словах в конце слова и перед согласной. Дети могут употреблять й и в других позициях: «мойа», «йама» вместо моя, яма. Вместо й может ошибочно использоваться буква е: «заека», «моеся» вместо зайка, мойся.

Орфограммы могут быть несколько типов: 1) та или иная буква в слове в соответствии с фонемой и сильной позиции: душонка- тушенка, сэр- сеттер, слово – злого, цирк- цыц; в слабой позиции: кот- год, расти- росли; наличие или отсутствие буквы: станьте- бантик, честный- тесный, пятибалльный – кристальный; 2)слитное, раздельное или дефисное ( полуслитное) написание слова: материалоемкий – материально- бытовой- материально обеспеченный, встарь- в старину, подорожник- по – дорожному; 3) строчная или прописная буква, начинающая слово: шарик- Шарик (кличка собаки), отчизна- Отчизна; 4) перенос части слова с одной строки на другую: те-пло и теп-ло; но тогда оть-езд, чу-дак; 5) графические сокращения: сущ. – существительное ( не «су» или «суще»); в/ч - воинская часть ( не «во/ча); с.-х. – сельскохозяйственный ( не «сель.- хозяй.»).