Качество речи

Подробное описание

Качество речи

Качество речи определяется: 1) содержательностью (информативность) 2) точностью и ясностью 3) богатством речи.

1.Содержательность речи. Это то, чем наполнена устная или письменная речь. Нас привлекает внимание содержание, которое затрагивает актуальные, волнующие темы. Если речь не удовлетворяет наши ожидания и при этом создается впечатление, что мысль не раскрыта, то мы считаем, что речь бессодержательна, пуста. Содержательность зависит от информативной насыщенности. Нас не привлекает внимания речь, не имеющая для нас ценной информации. Может быть и такое, что слов много, а информативность как таковая отсутствует. Одна из причин – употребление лишних вводных слов и конструкций: так сказать, как бы, вроде бы, некоторым образом, прошу прощения и т.п. Речь также может засоряться чрезмерным употреблением наречий, частиц междометий: в общем, вообще, вот также, ну.

Незнание автором о предмете речи проявляется в многословии. Оно может принимать форму плеоназма – использование близких по смыслу слов: главная суть, в конечном итоге. Одна из разновидностей плеоназма – тавтология (употребление однокоренных слов): думает думы, изворотливый поворот и т.д. Умение автора донести мысль кратко и информативно достигается тяжелой работой над словом. Писатель Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко».

Сложные предложения - особенность книжных стилей. В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, и чаще всего неполные. Т.е. мимика и жесты могут заменять слова.

2. Точность и ясность речи. Эти понятия тесно взаимосвязаны. Точность достигается говорящим (пишущим). А уже насколько ясен текст, определяет слушатель (читатель). Что же такое точность в речи? Это умения автора осуществлять выбор слова в тексте строго в соответствии с его определением, зафиксированным в толковом словаре. Незнание значений слова может привести к лексическим ошибкам: Пришла весна, у куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию (вместо: традицию).

Кроме учета значений слова следует автору принимать во внимание употребление иностранных слов. Чрезмерное преобладание иностранных слов может вызвать неточность, непонятность: апогеем ажиотажа была реплика одного экстравагантного франта.

Точность и ясность должна соблюдаться и в построении словосочетаний и предложений. Следует при создании текста избегать двусмысленности: учителю приходилось многое объяснять (объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял?). Причиной двусмысленности может явиться неправильный порядок слов: Семь платформ обслуживают несколько десятков человек. (не понятно, кто субъект действия). Изменим порядок, подлежащее поставим на первое место: несколько десятков человек обслуживают семь платформ.

3. Богатство речи. Богатство речи, во-первых, определяется количеством синонимов, употребляемых в речи. Синонимы служат не только для связи предложений в тексте, но и для передачи различных оттенков значений. Например, слово бояться в зависимости от контекста можно заменить на страшиться, ужасаться, опасаться, робеть, дрейфить и т.д. Бедность словаря является причинной частого повторения слов, тавтологии, употребления слов без учета оттенков их значений.

Для полноты описания ситуации, для передачи контраста помогает употребление антонимов. Например, положительное качество в слове добрый мы воспринимаем в противопоставлении слову злой. Богатство языка можно передать с помощью словообразовательных морфем (приставок, суффиксов). Суффиксы могут выражать субъективную, оценку, ласку, пренебрежение и т.д.: домище - домина; брат - браток - братец - братишка; рука - ручища - ручка - ручонка – рученька и т.д. Приставки придают дополнительные оттенки значений, особенно у глаголов: , забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать.